пятница, марта 14, 2014

Хочешь что-то понять сам - расскажи это детям

Среди моих знакомых происходит нечто удивительное. Примерно то же, что и среди деятелей культуры российских, которые разделились на два лагеря и одни поддерживают Путина и аннексию Крыма, а другие против и видят в ситуации на Украине позитив, в первую очередь скидывание ярма постперестроечных бандитов и сближение с западом. Так вот мои знакомые также разделились по этим вопросам, причем что меня удивило - те люди, в основном оставшиеся в России, которых я считал более ретроградами, ожидал от них позиции поддержки провокаций Путина - вдруг наоборот, высказались против всего происходящего, против вмешательства в Украину. И наоборот, несколько персонажей что я считал однозначно либеральными - вдруг повелись на ура-патриотизм. Очень поучительно, обновилось представление о знакомых людях, я делаю выводы и естественным образом это будет влиять на дальнейшее общение. Также самым хорошим экзерсисом собственного понимания ситуации оказались рассказы о происходящем и истории своему сыну - вот это находка, потому что во-первых все упрощается для объяснения детям, во-вторых избегаются ненавистнические эмоциональные окраски, но лишь остаются поучительные выводы. Вот попробуй своим детям рассказать своими словами, что происходит с Россией и Украиной, учитывая что ты не хочешь в них возбуждать злость, что они впоследствии смогли бы путешествовать по земному шару и заводить приятные знакомства с людьми всех национальностей, учиться жить в справедливом обществе и сотрудничать с другими людьми на основах уважения достоинства других людей и себя, уважения культур и в то же время осознания свободы, не задевающей других. Очень рекомендую такой подход, многое оказывается явным и в процессе формулирования мыслей доступных для детей и их опыта, сравнения ситуации с общежитием народностей, меняется собственное представление. При этом, вопросы детей вслед за рассказом - просто супер навождение на правильные мысли и собственную переоценку событий. Беседа с моим выстраивается так, что для меня главными становятся его вопросы, вместе с сыном залезаем в интернет, ищем фотографии, что-то узнаем вместе дополнительное. И при этом познавательное - что особого есть у разных национальностей, еда одежда, как выглядели люди раньше, фотографии прошлого. При этом во многом мой сын оказывается спокойней и цивилизованней чем я сам, он учится в школе где масса разных национальностей и судя по его рассказам все ладят друг с другом на значительно более взаимоуважительных принципах, чем те что я помню из своего детства. Кстати, особенно забавным было рассказывать о "железном занавесе", лагерях, анонимках, почему мы вообще сами живем на западе, о законах не для всех, о тех кто отобрал так сказать приватизировал общие заводы и фабрики, о дефиците. Все это звучало дико, как рассказы о средневековье. О хорошем тоже получалось, но меньше - о русских изобретателях, о сложной и давней истории России, о прекрасном языке и писателях, о красоте природы, первом полете в космос. А что вы рассказываете о истории России, о ситуации теперяшней, как вас дополняют дети, какие у них реакции?

1 комментарий: